Основы православной культуры

imageРубрику ведет Асеева Светлана Валентиновна — председатель методического объединения классных руководителей начальных классов

Эссе на тему: «Я — учитель» Асеевой С.В.

«Если учитель имеет только любовь к делу,

он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику,

как отец, мать, — он будет лучше того учителя,

который прочел все книги,

но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам,

он — совершенный учитель».

Л.Н. Толстой

Каждый раз, когда я подхожу к двери своего класса и встречаю утром учеников, я волнуюсь. Не потому, что предстоит объяснять новый материал (его я знаю прекрасно), не потому, что перед классом, ты, словно на сцене, нет… Легкое волнение происходит от того, что я чувствую — я часть непрерывной цепочки, я – учитель в третьем поколении. И мои дедушка с бабушкой Иван Андреевич и Анастасия Яковлевна Бойко, сельская интеллигенция, которые отправились «сеять разумное, доброе, вечное» по распределению в высокогорном селе Ханаг в Дагестане, а потом всю жизнь в Краснодарском крае, и мои родители Валентин Дмитриевич и Лидия Ивановна Радченко, которые трудились на ниве просвещения в ростовской школе № 82, и рядом с которыми мне выпала честь работать и учиться у них некоторое время, — все они мысленно рядом со мной. Перед ними я несу особую ответственность.

Учительские семьи – это удивительные семьи. В них не знают выходных, потому что педагогическое воздействие на окружающую действительность не заканчивается на пороге школы… В них принято читать и накапливать духовный груз поколений… В них принято готовиться к предстоящим важным событиям на работе всей семьёй, включая даже маленьких детей. Учительские дети растут в школах. Их не пугает школьный звонок, им привычно рисовать каракули на листочках с проверенными контрольными работами, сидя на последних партах рядом с «двоечниками», к тому времени, когда им предстоит по возрасту переступить порог школы, они уже прекрасно знают образовательную программу начальной школы, или, скажем, ботаники за 5-й класс – это смотря какой предмет преподает их любимая мама. А уж образ дорогой мамы неразрывно связан с кипой тетрадок, которые она деловито листает, что-то помечая на страницах… Вот так впитывается любовь к школьным коридорам: то шумным, то тихим, шороху мела по доске, и именно так новый год в твоем личном жизненном расписании начинается не в январе, а 1 сентября. Это и есть гены, загадочные учительские гены, когда ты понимаешь и с детства видишь всю теневую сторону профессии, непомерные нагрузки, но все равно, как заколдованный, получаешь педагогический диплом и переступаешь порог школы, как порог родного дома. Вот так возникают учительские династии. И еще одна особенность — понятие «мои дети» неделимо на родных и классных, они все искренне свои, потому что школа — это твой дом, где ты вырос с первых лет жизни и которым дорожишь не меньше, чем семьей. И поэтому все удачи и открытия, слезы и недоразумения, первые ростки дружбы, всякое достижение «своих» малышей воспринимаешь близко к сердцу, переживаешь за каждого.

Я окончила школу и твердо знала, что хочу быть учителем начальных классов. А это не просто учитель. Это — первый учитель, который входит в жизнь ребёнка и его семьи. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть – своих детей. Наверное, нет ни одного родителя, которого бы не волновало, насколько учение для его ребенка будет радостным и полезным. Какие взаимоотношения у него сложатся с учителем, со сверстниками. И от первого учителя зависит, какой станет школьная жизнь ребёнка. Зависит, как родители будут относиться к школе, станут ли они верными соратниками, единомышленниками. Учитель просто обязан постоянно совершенствоваться. Педагог должен владеть способностью перевоплощаться, умением входить в роль, удивлять. Внешне наша работа кажется будничной: бесконечные тетради, журнал, программы, уроки. А по сути своей она радостна и даёт большую отдачу, потому что мы растим людей и должны сделать их счастливыми. Самая большая награда для меня за труд – это горящие, понимающие глаза учеников на уроке! Всеми своими радостями и горестями дети делятся со мной. Нужно найти время, чтобы каждого из них выслушать и понять. Можно ли жить в школе спокойно, не ожидая от своих учеников каверзных вопросов и неразрешимых, на первый взгляд, проблем? Нельзя, да и не стоит, если имя тебе – учитель!

Можно ли стать хорошим учителем? Да, можно, если ты любишь детей. Педагогическому мастерству учатся, как учатся искусству музыканта, хирурга, летчика, даже если у вас есть талант. По моему убеждению, учитель должен «заражать» учеников своим доброжелательным, заинтересованным отношением к учебному процессу, устанавливать в детском коллективе дух оптимизма, сотрудничества и товарищества, вселять веру в свои силы. Я глубоко убеждена, что учитель должен быть гуманным, ведь гуманность можно привить ребенку только добротой души. Ведь у младших школьников самым высоким авторитетом является первый учитель. Дети верят в него, в его знания, в его справедливость. И есть еще один важный момент — не утратить способность учиться самому, осваивать новое. Страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Только прилагая усилия для освоения чего-то, встречая трудности, ты понимаешь на практике состояние ученика, которому не все дается сразу. Только двигаясь вперед в своем педагогическом мастерстве и изучая новые направления в искусстве, будучи эрудированным человеком, ты остаешься интересным для других.  На уроках я не только улыбаюсь, еще бываю и требовательной, строгой, заставляю думать каждого ученика; учу критически относиться к собственным мыслям и мыслям других; стараюсь вносить разнообразие в учебный процесс через применение методов и приёмов разных педагогических технологий.

Я считаю, важно не просто учить предмету, а формировать способности к самостоятельной учебной деятельности, которая становится на моих уроках важным компонентом учебного процесса, позволяющим реализовать компетентностный подход в преподавании.

Важную роль в своей работе отвожу здоровьесберегающим технологиям. Применяю динамические паузы, физкультминутки для глаз, развития мелкой моторики руки; организую музыкальные, танцевальные перемены; стараюсь создавать благоприятный психологический климат на уроке; слежу за своевременностью смены видов деятельности; выполняю санитарно-гигиенические условия реализации учебного процесса.

Современная школа, в рамках реализации ФГОС нового поколения, должна помочь становлению инициативной творческой личности, способной находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, быть готовой к самообразованию в течение всей жизни. Ученик не должен получать знания в «готовом виде», с помощью грамотно организованной работы учителя ребенок самостоятельно учится добывать эти знания, а в дальнейшем — применять, развивать, умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.

Известно, что не менее важно помочь ребенку научиться ориентироваться в понятиях добра и зла, милосердия и жестокости, сострадания и равнодушия, воспитать потребность беречь и созидать, потребность дарить окружающим тепло души, заботу и любовь. Вот такая она, наша профессия. По сути своей, она радостная, так как с нами рядом самые чистые и искренние люди — наши дети.  Я стараюсь достичь той тонкой грани взаимопонимания, при которой дети видят в учителе не только наставника, но и друга, при этом не теряя к нему уважения как к старшему и как к педагогу. Это действительно, очень тонкая грань… Вспоминаются слова писателя Аркадия Аверченко, большого знатока человеческой души, особенно детской: «Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину». Замечательное пожелание, не правда ли? А ведь как иногда хочется нам настоять на своем, «поставить на место»!

Но, осознав, что именно учительство — твой жизненный путь, ты должен понимать, с чем ты приходишь к ученикам. Миссия учительства- не только нести знания, а еще, помните, — сеять разумное, доброе…И здесь ничто не подскажет лучше, чем наши вечные ценности: народная мудрость, собиравшаяся веками, или простые истины, известные каждому. Немаловажно в воспитании всесторонне развитого человека знание своих исторических корней, культурных ценностей.

«Не укради, не убий, почитай отца и мать своих…» Не все заповеди, конечно, сможет постичь ребенок сам. Но нельзя упускать возможности юного возраста, когда всё впитывается и через время дает свои плоды. Многое здесь зависит от семьи, не будем забывать, что все мы — родители. А школа, учитель должны тоже вести разговор, основываясь на общечеловеческих ценностях, православной культуре, и вести этот разговор на понятном детям языке. Христианство дает человеку как ничто другое ясные представления и ориентиры, чтобы противостоять мировоззренческому хаосу, который сейчас окружает ребенка с малых лет благодаря широким возможностям телевидения и интернета.

Непростые обстоятельства внешнего мира никуда не исчезнут. И долг учителя вместе с родителями заложить в детях твердый стержень, который поможет выстоять им в любых ситуациях, вести себя достойно, научиться справляться с разочарованием, с потерей близких, не озлобиться, не поддаваться зависти и ненависти.

Что такое культурный человек? Это прежде всего, нравственный человек, воспитанный в определенных понятиях. Но нравственность не возникает сама собой. «Говорить, что нравственные идеалы врожденны или представляются результатом инстинкта, — это все равно, что утверждать, будто человек способен читать, не зная еще букв алфавита», – отмечал французский философ Поль Гольбах. Взять такую простую, казалось бы, сторону человеческих отношений, как отношение к женщине. Можно бесконечно говорить об этом на уровне общества, но пока в каждой семье, в каждой детской голове не будет уложено, что женщина должна получать уважение и защиту, не всё будет благополучно в мире. Ведь как было в древности? Женщине дает защиту семья. Отец-муж-сын словно передавали друг другу эстафету мужества, и эта цепочка не прерывалась, была святой и нерушимой. Отсюда и призыв к воинам, встающим на защиту родной земли: защити ее, как родную мать. Это был святой призыв! Непререкаемый. Но… Со временем цепочка прервалась. И теперь как ни горько, можно слышать иногда, как отец вкладывает в голову еще маленького сына неуважение к противоположному полу, пренебрежение. Что вынесет этот ребенок из такого общения, какие ценности и нравственные устои заложены у него в душе? Как ни трудно, но учитель, понимая, что где-то была допущена ошибка взрослыми, может и должен исправить положение дел. Слова убеждений должны быть простыми. Но при этом главное, чтобы сам педагог верил в то, что говорит, сам был проводником нравственности, культуры. Чтобы не было расхождения с тем, что он произносит на уроке и тем, что потом пишет в социальных сетях, какие там выкладывает фотографии. Нет ничего страшнее двойной морали.

Вы скажете, что учитель – тоже человек и ему свойственно ошибаться? Да, конечно, но сила нравственности в том, что она может и должна признавать ошибки, то есть говорить правду.

Служение учителя своему делу – в чем-то сродни служению священника. Вам так не кажется? Скромные священнослужители в самых дальних уголках нашей необъятной страны, в маленьких древних церквях несут святое слово для самых небольших приходов, выполняя свой долг…

Не так ли порой и учитель, в самых неудобных условиях жизни, далеко от центров цивилизации приходит в класс, не компьютерный, а самый обычный, и он рад тем ученикам, которые пришли в малокомплектную школу, которые хотят учиться, и которым он может дать не только знания, но и говорить с ними о смысле жизни, о добре и зле, о главном, на чем основывается великая православная культура — о милосердии, любви и благодарности.

Быть учителем – это осознание огромной ответственности перед государством, обществом, родителями, и прежде всего, перед ребёнком. Оправдать их доверие – вот настоящий итог работы учителя. Быть настоящим учителем – это упорный труд и огромное счастье.

Я счастливый человек: у меня замечательная семья, любимая профессия…. И завтра я опять иду в школу, жизнь продолжается.

Статья С.В. Асеевой на тему: «Особенности преподавания курса «Основы православной культуры в современной светской школе»

в номинации «Лучший учитель курса «Основы православной культуры»

Нормативно – правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее —  Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ, в соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ. Требований Стандарта (п. 12.4)

Современный период в российской истории и образовании — это смена ценностных ориентиров. К сожалению, наблюдается нарушение духовного единства общества, размывание жизненных ориентиров части молодежи, присутствует деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи.

Культура России, произведения которой высоко оцениваются во всём мире, исторически формировалась под воздействием православия.

Православие является историкообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивала духовное единство народа.

Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия — значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.

«От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».            Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

Таким образом, актуальной проблемой на сегодняшний день считаю воспитание высоконравственной личности. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьном возрасте. Именно в этот возрастной период ребенок способен усваивать информацию, способы поведения как готовые к применению, озвученные и требуемые взрослыми как обязательные для выполнения «хорошими» детьми без обсуждения. Но главным является то, что ребенок готов уже осмысливать их. Формированию осознанного собственного позитивного, доброжелательного отношения у детей к окружающим людям, обществу, культурно-историческим ценностями должно посвятить педагогу свои усилия. Намного проще выдвигать непреклонные требования, настаивать на их точном выполнении, чем подготовить малыша к самостоятельной оценке ситуации и выбору оптимально приемлемого нормами морали поведения. Умение делать этот выбор, тем более придерживаться его, говорит о начале формирования достойной мыслящей личности.

В связи с этим хочу обратить ваше внимание на некоторые аспекты работы в данном направлении:

  1. Особое значение имеет личный опыт ребенка, анализ практических и смоделированных ситуаций.

Необходимо добиваться осознания ребенком моральных норм, при этом сберегая его право на самоуважение: осуждаем должен быть поступок, а не личность ребенка. Также необходимо, чтобы рекомендации носили направляющий, а не запрещающий характер. В идеале педагог должен подвести ребенка к самостоятельному выбору положительной модели поведения. Очень хорошей основой для осмысления причин и последствий поступков служат притчи, рассказы Л.Н. Толстого на бытовую тему.

2. Посещение музеев, экскурсии и т. д.

Обязательно, чтобы выбор мест для коллективного посещения школьников способствовал их культурному и духовному развитию, а не носил бы сугубо развлекательный характер. Наш город предоставляет большой выбор таких учреждений. Традиционны для посещения учениками нашей школы Краеведческий музей, «Шолохов-Центр», Музей изобразительных искусств, музеи «Водоканала», пожарной части, филармония, Академический молодежный театр, музыкальный театр, театр драмы им. Горького, выставки и лекции в ростовской городской публичной библиотеке, экскурсии не только по историческим местам Ростова и области, но и поездки в другие города.

3. Общение педагога с детьми с пониманием и тактом.

Задача учителя, чтобы в процессе общения дети чувствовали себя защищенными от несправедливости, бестактности. По моему твердому убеждению, поддержка самых маленьких положительных изменений принесет больше пользы, чем критика и осуждение.

4. Осознание личной сопричастности с историческими событиями и культурой страны и народа.

В этом вопросе очень помогает использование в проектной деятельности ребенка обращение к истории и традициям его семьи. Например: «Моя родословная», «Профессии моих близких», «Участие моей семьи в Великой Отечественной войне», «История моего города, района», «Чьим именем названа улица, на которой я живу», «Кому посвящен храм?» формирование традиций празднования календарных дат, направленных на других членов семьи, а не самого ребенка (День Матери, День Пожилого человека и т.д.). Не менее, а может, и более важна практическая (посадка деревьев, уход за пришкольной территорией, сбор и изготовление подарков для ровесников, находящихся в сложных жизненных ситуациях) и творческая деятельность детей (традиционны праздники, проводимые для учеников других классов или учреждений).

5. Понимание и уважение прав других людей на самовыражение, навык этичного общения с людьми другой веры.

6. Объединение семьи и школы, привлечение родителей к совместной деятельности во внеурочное время.Чем ближе душе ребенка мы сделаем духовный и культурный опыт поколений, тем больший смысл имеют потраченные на формирование его личности усилия.

Совместное проведение внеклассных мероприятий с участием родителей делает эти события более естественными. Зачастую эта деятельность продолжается дома, и ребенок не только закрепляет модель правильного поведения, но и завязываются новые партнерские отношения в семье между детьми и родителями. Например, совместный творческий досуг семьи помогает детям сделать больше качественных поделок для благотворительной ярмарки, изготовление костюмов делает сказочные наряды более характерными и индивидуальными, а при выступлении ребенок чувствует поддержку и заинтересованность родителей. В целом искренняя помощь родителей в благотворительных делах формирует у ребенка внутреннюю убежденность в необходимости быть добрым, милосердным.

Наша школа — одна из наиболее многочисленных, также в ней обучаются дети различных национальностей и вероисповеданий. Одна из важнейших задач, изучая предмет «Основы православной культуры», — сформировать у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций русского народа, диалогу с представителями других культур и мировоззрений, уважении к ним. Способствовать также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, высоконравственной гражданской позиции детей, воспитанию благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

Методический семинар на СТО

Презентация С.В.Асеевой « Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России «

Видеоролик Асеевой С.В.

metod  Методическая копилка

Методические материалы, предоставленные на курсах по Основам православной культуры

16 сентября 2016 года учащиеся 4 «А» (классный руководитель Галицкая Н.П.), 4 «Б» (классный руководитель Асеева С.В.), 4 «Г» (классный руководитель Касьянова Н.А.) побывали на экскурсии «Религии мира». Ребята посетили мечеть, православный Храм Иоанна Кронштадского, синагогу , а так же костел. У детей была возможность побеседовать с представителями разных религиозных направлений, узнать о традициях, существующих в исламе, православии, иудаизме и католицизме, а так же получить ответы на интересующие их вопросы. В Храме Иоанна Кронштадского ребята услышали рассказ о жизни святого, чье имя носит Храм, о православных традициях отношения к родителям, ко всем людям, о правилах поведения в Храме, о главных православных праздниках. Поездка очень понравилась детям.



28.05.2016 года ребята 4 «Б» класса вместе с родителями и классным руководителем Асеевой С.В. посетили выставку «1000-летие присутствия русских на Святой горе Афон». Ребята приняли участие в интерактивном занятии , посвященном этому событию, посмотрели документальный фильм, в котором рассказывалось о жизни монахов на Афоне. Так же у учеников нашей школы была возможность побеседовать со студентом духовной семинарии, который очень доброжелательно ответил на все вопросы детей и по теме экскурсии, и об обучении в семинарии, и об отличии светской жизни от жизни монахов. Хочется выразить огромную благодарность организаторам интерактивных занятий. И школьники, и их родители узнали много нового, получили возможность не только увидеть иконы, представленные на выставке, но и узнать истории их обретения или создания.

Призер городского конкурса плакатов «Сирень Победы», посвященного 70-летию победы в Великой Отечественной войне ученик 2 «Б» класса (классный руководитель Асеева С.В.) Казимин Константин. Костя занял 3 место.

 

 

 

 

 

 

 

С 15.04.2016 по 6.05.2016 во 2 «Б» проходило в несколько этапов представление творческо-поисковых работ учащихся по следующим темам:
» Великая Отечественная война в моей семье»
» Юные герои в борьбе с фашизмом»
» Вклад наших земляков в Великую Победу»
«Города- герои».
Совместно со 2 «Г» классом выехали на экскурсию 5.05, где узнали о защитниках нашего города, посмотрели фильм об обороне города и восстановлении после войны, возложили цветы, почтили память героев минутой молчания
Ребята приняли участие и во всероссийском уроке мужества 6.05.2016г





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28.10.2015 ученики 3 «Б» приняли участие во Всероссийском «Самом главном уроке» . Ребята не только читали стихи о добре, слушали песни и цитаты на эту тему, обсуждали их. Мама Картохина Кирилла, Ольга Владимировна, рассказала ребятам об организации «Лучики добра», о том , что это общество объединяет родителей, чьи детки имеют синдром Дауна, об особенностях этих ребят. Девчонок и мальчишек 3 «Б» очень тронула эта тема, и они с помощью мам, пришедших в гости на этот урок и классного руководителя Асеевой С.В. изготовили для малышей дидактические игры, направленные на развитие навыков счета. Все наборы были упакованы в сшитые здесь же мешочки. Радует усердие и воодушевление, с которыми ребята готовили подарки. А после урока решили, что стоит продолжить эту работу. На Новый год и Рождество мы тоже придумаем что-то интересное.




 

30.10. 2014 года на подворье Свято-Казанского храма прошла акция древонасаждения. Ребята нашего класса вместе с родителями и классным руководителем потрудились для озеленения подворья молодыми липами и березами. Нас встретил и тепло приветствовал клирик храма иерей Дионисий Реуцкий. После завершения работы по посадке деревьев школьники и их родители были приглашены на чаепитие на нижнем дворе храма.

Выступление Асеевой С.В. 30.12.11г. на педчтениях по теме «Духовно-нравственное воспитание»

Актуальной проблемой на сегодня является воспитание высоконравственной личности. Навыки и привычки морального поведения устойчивы тогда, когда они выработаны в младшем школьном возрасте. Именно в этот возрастной период ребенок не только способен усваивать информацию, способы поведения как готовые к применению, озвученные и требуемые взрослыми как обязательные для выполнения «хорошими» детьми без обсуждения. Но главным является то, что ребенок готов уже осмысливать их, формированию осмысленного собственного позитивного доброжелательного отношения у детей к окружающим людям, обществу, культурно-историческим ценностями должно посвятить педагогу свои усилия. Намного проще выдвигать непреклонные требования, настаивать на их точном выполнении, чем подготовить малыша к самостоятельной оценке ситуации и выбору оптимально приемлемого нормами морали поведения. Умение придерживаться этого выбора говорит о начале формирования достойной мыслящей личности.

В связи с этим хочу обратить Ваше внимание на некоторые аспекты работы в данном направлении:

  1. особое значение имеет личный опыт ребенка, анализ практических и смоделированных ситуаций.
  2. посещение музеев, экскурсии и т д
  3. общение с детьми с пониманием и тактом
  4. осознание личной сопричастности с историческими событиями и культурой страны и народа
  5. понимание и уважение прав других людей на самовыражение навык этичного общения с инакомыслящими
  6. осознанность необходимости диалога и навык его культурного ведения
  7. чем ближе душе ребенка мы сделаем духовный и культурный опыт поколений, тем больший смысл имеют потраченные на формирование его личности усилия
  8. объединение семьи.

Темы, по которым осуществлялась проектная деятельность учащихся

  1.  обучение в разных странах
  2. религии мира
  3. участие моей семьи в вов

Практическое приложение.  Спасибо за внимание.